Д. Кабалевський – засновник новітньої системи музичного виховання в загальноосвітній школі, Детальна інформація

Д. Кабалевський – засновник новітньої системи музичного виховання в загальноосвітній школі
Тип документу: Курсова
Сторінок: 5
Предмет: Культура
Автор: Олексій
Розмір: 21.7
Скачувань: 3514
На протяжении многих лет музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов Д. Кобалевський стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой так же естественно связала бы с реальной жизнью.

Главное, к чему я стремился, — это вызвать в детях и, .подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства) — не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни.

Те принципы, методы и приемы, которые выдержали проверку временем, получили одобрение большого числа педагогов и, если так можно выразиться, были приняты самими школьниками.

В своих исканиях Д. Кобалевський опирался в первую очередь на музыкально-педагогические воззрения Б" В. Асафьева.

А. В. Луначарским в «Основных принципах единой трудовой школы»: с точностью научного.......закона Н. К. Крупской: «Надо помочь ребенку через искусство… яснее мыслить н глубже чувствовать».

Постоянным источником размышлений и, если так можно сказать, педагогических эмоций стали для меня взгляды и убеждения В. А. Сухомлинского.

Из советских музыкантов-педагогов прежде всего должны быть названы В. Н. Шацкая и Н. Л. Гродзенская, нашедшие в своей педагогической и научно-методической работе немало нового прогрессивного.

«Три кита» - песня, танец, марш — три, основные сферы музыки, Ккаждой из них променитмы такие широкоохватные определения, как «жанр», «форма», «тип», «характер». Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трех китов». Однако они всегда фигурировали и сегодня продолжают фигурировать лишь как образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их музыкального развития.

Многие песни, танцы и марши по богатству внутреннего содержания и развитости формы относятся к числу сложнейших произведений мирового музыкального искусства.

Песня, танец и марш бают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.

Песня, танец и марш становятся надежными мостиками, по которым школьники не умозрительно, не теотерически, а непостредственно своим слуховым восприятием и своим исполнением, творчески, активно, шаг за шагом могут войти в любую область музыкального искусства, наглядно обнаруживая при этом, как песня перерастает в песенность, танец – в танцевальность, марш - в маршевость.

Опора на «трех китов» устанавливает естественную связь школьных занятий музыкой и повседневной жизнью школьников.

Так, изучая музыку, ребята уже с первого класса почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

Важнейшей особенностью новой программы, которую сотворил Д. Кобалевський является ее тематическое построоение.

Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы.

Для них урок музыки всегда должен, быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство.

Перед учителем музыки стоит непростая задача: объединить все элементы, из которых складывается урок, подчинить их основной теме урока, четверти, года, всего школьного курса, - не утеряв при этом специфическую логику развития, присущую каждому из этих элементов в отдельности.

Новая программа почти полностью исключает из начального этапа обучения (первого класса) то, что принято называть музыкальную грамоту.

Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это особое «чувство музыки», это способность на слух определить характер музыки и определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. Не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять( петь, играть, дирижировать).

Творческое начало может проявляться в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предложениях о характере исполнения, в остроте слуховой наблюдательности.

1.2. Прийняття нової програми з музики в ЗОШ.

Основные принципы и методы, изложенные выше, направлены на музыкальное воспитание всех школьников нашего многонационального государству. Они носят обобщённый характер.

Таким образом, «основные принципы и методы» сохраняют свое значение в условиях любой союзной республики, тем более что возможность творчески-вариативного построения занятий предусмотрена самой программой.

Иначе обстоит дело с конкретным содержанием программы и конкретной методикой проведения занятии. Здесь встает вопрос не о простой, формальной "адаптации программы к новым условиям ее существования, а о творческом подходе в ней.

В программе по музыке высказанные соображения должны быть отражены и в самом тексте программы, и в репертуаре.

Для того чтобы новая программа стала «своей» программой именно для этих школ, недостаточно внести те или иные изменения в музыкальный материал. В ней должны найти отражение важнейшие особенности национальной музыкальной культуры.

Классик украинской музыки Н. Лысенко сказал еще в конце прошлого века: «В музыке, как и в других областях культуры, — взаимодействие духовных богатств русского народа на Севере и на Юге есть одно из условий несомненно великой нашей музыкальной будущности».

После революции русские музыканты с такой охотой, увлечением и сознанием своего братского долга оказывали помощь в развитии музыкальной культуры в тех союзных республиках, где эта помощь была необходима.

Но нельзя при этом забывать о том, как обогатило русских музыкантов тесное общение с незнакомыми им ранее музыкальными культурами. Именно с этого момента стал исчезать термин «восточная музыка». Музыка каждого народа обретала свою самостоятельность и становилась в то же время частью великого целого — советской музыкальной культуры. Стали возникать такие произведения, как «Таджикская сюита» Л. Книппера, «Туркмения» Б. Шехтера, «"Киргизская увертюра», Д. Шостаковича, и многие другие.

The online video editor trusted by teams to make professional video in minutes